Цели:
1. Закрепить понятие о синонимах. Учить
подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.
2. Развивать умение находить синонимы
в тексте, в пословицах и поговорках. Развивать речь, обогащать словарный запас,
повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и
сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
3. Воспитывать чувство
коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Тип
урока: закрепление знаний.
Оборудование: Емеля на печи, Марья-царевна, болото с водяным, 3
кочки со стихами, таблицы со словами, лес, замок злого волшебника,
карточки-шторки со словами, поляна “Зри в корень”. Рисунки
бегемота, стола, резинки, луны, карандаша, собаки; река, мост; бревна с
пословицами, слезы с буквами, карточки с пословицами, грамзапись сказки “По
щучьему велению”.
I.
Организационный момент.
- Сәлеметсіндермі,
балалар. Отырыңдар.
(Урок можно провести в виде соревнования
между командами.)
II. Сообщение темы и цели.
– Сегодня на уроке мы отправимся в
путешествие вместе с героем сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы
узнаете, если отгадаете, из какой сказки этот отрывок и как зовут главного
героя сказки. (Звучит отрывок из русской народной сказки “По щучьему велению”).
– Да, наш герой – Емеля. А путешествовать мы
будем на печи. И отправимся мы к Марье - Царевне. На пути нас ждут разные
преграды, препятствия. Мы их все преодолеем, используя наши знания. Вы готовы?
Но мы не можем отправиться в путь, т. к. не знаем, по какой теме мы будем
путешествовать. Чтобы узнать тему нам нужно разгадать кроссворд. Если вы
правильно его разгадаете, то в первом столбике вы прочитаете тему урока.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
l. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает
на вопрос: кто? что? (существительное).
2. Место, где начинается река (исток).
3. Дом диких животных в земле (нора).
4. Слова одинаковые по звучанию и написанию,
но разные по значению (омонимы).
5. Суффикс прилагательного осенний (н).
6. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет (иней).
7. Антоним к слову “война” (мир)
8. Окончание в
слове “помидоры”. (ы)
– Итак, какая же
тема нашего путешествия? (синонимы)
– Что же такое
синонимы? (ответы детей).
Записываем
дату, классная работа.
– Сегодня мы обобщим и систематизируем наши
знания, будем подбирать синонимы, составлять синонимический ряд, правильно
употреблять синонимы в пословицах. Итак, тема известна, Емеля на печи. Пора и в
путь.
Осталось только произнести волшебные слова: по
щучьему велению, по моему хотению хочу, чтобы мы с ребятами благополучно
добрались до Марьи-Царевны.
III. Упражнение: нахождение синонимов в
стихотворениях (работа в группах).
Где мы?
Отгадайте
Не море, не земля,
Пароходы не плавают
И ходить нельзя. (Болото)
– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он
покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в
стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой
группы и берут кочки)
1-я кочка (1-я группа)
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
2-я кочка (2-я группа)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
3-я кочка (3-я группа)
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и
защищает свой ответ).
– Почему вы решили, что это синонимы?
(Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).
– Какой частью речи являются синонимы в 1-й
группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).
– Что сильнее - метель или буран?
– Метель, буран, вьюга – все эти явления
природы отличаются силою ветра.
– Какое слово еще можно поставить в этом
синонимическом ряду? (пурга)
На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться,
пригорюниться.
– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль,
т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)
– Подберите глагол - синоним с корнем
"печаль" (запечалиться)
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?
IV. Формирование навыков подбирать
синонимы.
– Отгадайте загадку:
На горе шумит,
Под горой молчит. (Лес)
– Мы в дремучем лесу. Его охраняет
старичок–лесовичок. Он пропустит нас через лес, если мы найдем синонимы в
первом и во втором столбиках и соединим их стрелкой.
На доске:
Огонь скакать
Шалун аккуратный
Чистый скакун
Конница азбука
Прыгать пламя
Конь кавалерия
Алфавит
озорник
– Итак, мы справились с этим заданием и
продолжаем путь дальше.
V. Закрепление умения подбирать
синонимы из 4 букв.
Замок злого волшебника
– Мы подъехали к старинному замку. Этот замок построен в
1557 году. Какой это век? (XVI) В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но
если проснется, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна
шторками-синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и, занавесьте окна и тихо
пройдите возле замка.
Приятель –
друг
Противник – враг
Солдат - воин, боец
Шагать –
идти
Красный –
алый
Родник –
ключ
Доктор –
врач.
Мы благополучно миновали замок людоеда.
VI. Словарная работа.
Наше путешествие продолжается.
Мы на поляне “Зри в корень”. Побывав, на
этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о
словах. Мы сможем проехать по этой поляне, если назовем лишь те предметы, к
которым можно подобрать 2 подписи (или синонимы).
– Что значит “зри”? (смотри)
Луна – месяц (ай), собака – пес (ит), бегемот – гиппопотам (сусиыры),
резинка – ластик (өшіргіш), стол ( үстел), дерево (ағаш), карандаш (қарындаш) (картинки со словами: резинка, стол, дерево,
карандаш, бегемот, собака, месяц).
– Если вы не смогли подобрать синонимы к
слову бегемот, то послушайте стихотворение, и вы обязательно догадаетесь
(рассказывает один ученик).
Уговорились я и
мама,
Дождаться выходного дня.
И посмотреть ги-ги-потама...
Нет, ги-попо-тото-потама...
Нет, ги-тото-попо-потама...
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота,
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги... на бегемота,
Мы чаще так его зовем.
(Вывешивается табличка со словом гиппопотам
под рисунком бегемота).
– А знаете ли вы, почему резинку называют
ластиком?
Послушайте: (рассказывает подготовленный
ученик)
У резинки, обычной школьной резинки, есть
еще одно название: ластик.
Почему резинка – понятно: делается из
резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по-латыни
называется “гумми эластикум”. Отсюда – ластик, что
значит упругий, хорошо растягивающийся.
Итог: Ко всем ли словам можно подобрать
синонимы?
(Ответы и обобщения детей)
VII. Физминутка.
(Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из
ребят, он называет антоним).
– Хотя мы с вами ехали на печи, но устали.
Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру “лови - назови”. А
назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум, утро, холод, враг, болезнь,
радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг,
медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало, теплый, опустить.
VIII. Работа по восстановлению
авторского текста.
Река. Отгадайте загадку:
В нее льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется. (Речка)
– Мы у реки. Но нет моста. Нужно построить
из бревен мост. Бревно можно положить, если выполнить задание – восстановить
авторский текст (подобрать синонимы). (Стихи записаны на обратной стороне
бревна)
1-е бревно. (1-я группа) 2-е бревно. (2-я
группа) 3-е бревно. (3-я
группа)
Золотистые копны соломы Я трудилась не напрасно Листья в поле пожелтели,
На токах на колхозных лежат. И запомню навсегда, И кружатся, и летят,
И ребята дорогой знакомой
Хлеб вкуснее не от масла,
Лишь в бору поникши ели
На занятия в школу (торопятся).
Хлеб вкуснее от (работы).
Зелень мрачную (берегут).
(Исаковский)
(Демьянова)
(Лермонтов)
IX. Работа с пословицами (работа в группах)
“Охота” за синонимами
– Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы
будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти
синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить
смысл пословиц.
1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.
(Каждая команда объясняет смысл пословиц,
находит синонимы, получает фишки за правильный ответ)
– Настоящая охота только начинается. Каждая
команда получает карточки с пословицами. Читаете, объясняете смысл пословиц.
1. Дерево держится корнями, а человек
друзьями. (1 команда)
2. Без труда не
вытянешь и рыбку из пруда. (2 команда)
3. Делу время, потехе час. (3 команда)
– Я буду читать пословицы,
а вам нужно найти среди них синонимичную вашей и поднять руку (или хлопнуть в
ладоши).
Учитель читает пословицы:
1. Ученье свет, а неученье
– тьма.
2. Не потопаешь – не полопаешь.
3. Без друга на сердце вьюга.
4. Откладывай безделье, да не откладывай дело.
–
Какая из пословиц “лишняя”, т.е. не
имеет синонимичной? (Оцениваются
ответы команд.)
X. Итог.
Мы благополучно добрались до Марьи–Царевны.
Но она сидит в замке. Ее не пускает Царь-батюшка, она
хочет, чтобы мы сделали вывод о синонимах: для чего же нам нужны синонимы в
речи. (Каждая команда делает обобщение и получает фишки за ответ.)
А Марья-царевна много слез наплакала, пока мы ее
освободили. И на каждой ее слезке буква. Сложите из букв слово и узнаете, как
благодарит нас Марья-царевна. (Спасибо.)
XI. Домашнее задание
с. 247, упр. 783.
-
Балалар, бүгін сабақта өте
жақсы жұмыс істедіңдер, рахмет.
-
Сегодня на
уроке вы поработали очень хорошо и получаете следующие оценки…..
-
Сабақ бетті
(урок окончен)
-
Сау болыңдар. Үзіліске шығындар (можете идти на перемену).