Доклад
(пленарное заседание
августовской педагогической конференции)
«Совершенствование форм и
методов работы с одарёнными детьми»
По
данным исследований примерно пятая часть детей в школьном
возрасте может быть отнесена к одарённым детям.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо выделить наиболее способных детей и создать условия для их развития. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачёк в развитии и внедрении в практику новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи , относящиеся к будущему.
В целях поддержки и развития талантливой молодёжи был открыт Республиканский научно-практический центр «Дарын».
lРазработана государственная концепция по выявлению, обучению и развитию одарённых детей и молодёжи.
l Составлена стратегическая программа для решения этой задачи.
lОказывается психологическая, медицинская, педагогическая помощь такой категории детей.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды.
В настоящее время учёные рассматривают следующие виды одарённости:
üПрактическая одарённость (в ремёслах).
üТеоретическая (познавательно-интеллектуальная).
üХудожественно-теорететическая(хореографическая,сценическая, литературно-поэтическая,изобразительная,музыкальная)
üСпортивно-оздоровительная.
üКоммуникативная (лидерская одарённость, духовно-ценностное служение людям).
Первым этапом в организации обучения, воспитания и развития одарённых детей является выявление и определение особенностей одарённости, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия их способностей и талантов.
Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Каковы этапы этой работы?
üПсихологическое исследование поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях (психолог).
üВключение ребёнка в специально организованные предметно-игровые занятия (ст. пионервожатая, психолог, учителя- предметники).
üИспользование тренинговых методов, тестов, проведение анкетирования (психолог, кл. руководитель).
ü Подключение к оценке одарённости ребёнка экспертов – специалистов: филологов, учителей естественно-математического цикла, ИЗО, музыки, технологии, физического воспитания.
üИспользование ряда методов для сбора информации о семейных условиях ребёнка, связь с родителями.
Второй этап
Составление плана работы с одарёнными детьми, который является составляющей частью общешкольного плана.
Третий этап
Непосредственная работа с одарёнными детьми и учащимися, имеющими высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
üВнедрение учителями- предметниками интерактивных методов обучения и воспитания для подготовки ребят.
ü Использование информационных технологий, сайтов интернета, дополнительной литературы, специальных справочников.
üУчастие в республиканских конкурсах «Ак бота», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Парасат керуен» и др.
üПроведение интеллектуальных конкурсов, турниров знаний, по предметам: «Умники и умницы», «Лидер 21 века», «Что? Где? Когда?».
üУчастие в конкурсах чтецов, конкурсах сочинений, выставках творческих работ, рисунков, спортивных соревнованиях.
ü Организация и проведение недель наук: полилингвального образования; естественно-математического цикла; ИЗО, музыки, технологии, физического воспитания.
üПроведение внутришкольной предметной олимпиады, подготовка к районным и областным этапам.
ü Объединение ребят с интеллектуальной одарённостью в научные общества НОУ.
Результаты работы НОУ.
Научное общество учащихся «Виктория» в СШ№2 действует уже 2 года и помогает юным интеллектуалам добиваться успехов в учебном процессе. В школе 42 отличника учёбы, на районной предметной олимпиаде ребята заняли 15 призовых мест. На счету наших школьников10 призовых мест в республиканском конкурсе «Ак бота», а Буяльская Анастасия награждена путёвкой в профилакторий «Приозёрное», Поремская Виктория награждена путёвкой в санаторий «Солнечный», Малик Талгат и Молдыбаев Шерхан – ценными подарками. Первое место в республиканском марафоне «Парасат керуен» по географии Тарадаев Виталий. Получили денежные премии за работу в конкурсах сочинений Вельчев Иван, Тарадаев Виталий, Ворошкевич Евгений. Забелин Денис, выиграв республиканскую физико-математическую олимпиаду, приглашон в Алматинский лагерь для одарённых детей. Первой в областном туре интеллектуальной спортивной игры «Шахматы» признана Малакеева Юлия. Эти результаты – лучшее доказательство тому, что «Виктория» ведёт ребят к победам.
Заключительное заседание НОУ ежегодно проводится в форме научно - практической конференции «Мы – будущее 21 века». В течение учебного года ребята под руководством учителей – консультантов занимаются исследовательской работой, готовят научные проекты. В прошлом году было представлено 5 исследовательских работ, из них 1 проект по биологии был успешно представлен на областном туре Сорочинским Максимом. В нынешнем году тоже 5 проектов. Работа по химии была признана лучшей и Терехов Виталий, осенью будет защищаться на уровне района.
Наиболее отличившиеся члены НОУ награждены орденами умников и умниц «Білгір» и «Білгіш».
Выпускники НОУ, выпускники школы Сорочинский Максим, Тарадаев Виталий, Штрейх Анастасия стали студентами ВУЗов.
Спасибо за внимание!
Г.И. Шмидт
Зам.дир. по УР
Учитель биологии
СШ№2 г. Тайынша
Северо-Казахстанская обл.