|
Подготовила: Трофимова Елена Вячеславовна
учитель
начальных классов
Северо-Казахстанская область,
Тайыншинский район,
г. Тайынша, СШ № 2 |
Математика.
Урок-сказка. "Три веселых поросёнка и таблица умножения" |
|
Классификация урока:
n
Основание – опора на фантазию
n
Цель – становление творческих способностей при работе с содержанием
учебного материала
n
Форма
проведения – урок - сказка
Задачи урока:
•
закрепление знаний таблицы умножения,
названий компонентов и результатов действий умножения и деления; •
развивать интерес к предмету, мыслительные операции, воображение,
активность и внимание учащихся; •
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи На классной доске висят изображения домиков поросят. Урок начинается с
дневного приветствия и психологического настроя на продуктивную работу. |
|
Рано
солнышко встаёт – А теперь у меня для вас загадка: Чок, чок, пятачок. - Верно. А мы сегодня побываем в гостях ни у
одного, а сразу у трёх поросят. - Девиз урока: Девизом нашего урока будет пословица “Авось”
да “как-нибудь” до добра не доведут.
- Сегодня на уроке будем закреплять знание таблицы умножения на 5, 6, 7,
8, названия компонентов и результатов действий умножения и деления. Жили-были на свете три поросёнка. Три
брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми
хвостиками. (Выставляется рисунок трёх поросят (рис. 1)). Интересная и
поучительная сказка, но ведь это английская народная сказка, а кто же нам
помог её прочитать, кто перевел на русский язык? |
|
– Это вы узнаете, если
расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали
(рис. 2). Но вначале вспомним,
как называются компоненты и результат при умножении и делении. |
|
|
Выставляется портрет С. В. Михалкова (рис. 3). рис.3 |
Ниф-Ниф положил на
крышу последнюю соломинку и, очень довольный своей работой, весело запел: (на
доске рисунок соломенного домика) Хоть
полсвета обойдешь, А с деревьев один за другим, ведь была
осень, облетали листья и опускались на крышу его домика. Но это были не
простые, а математические листья (карточки с изображением листьев с
вопросами, образец (рис. 4)), ответьте на их вопросы. |
рис. 4 |
Устный математический диктант. 1.
Произведение каких чисел равно 15? 2.
Первый множитель 6, второй 8. Найдите
произведение. 3.
Чему равно произведение чисел 6 и 6? 4.
7 х 5 . 5.
Произведение каких чисел равно 24? 6.
Какое число надо умножить на 8, чтобы получить
32? 7.
Чему равно частное чисел 30 и 5? 8.
49 : 9. 9.
64 : 8. 10. Делимое 32, делитель 4. Чему равно частное? А так же задачи. Задача
1. Соседка Нифа
- Нифа – белка Лариса развесила грибы на 7 ветках,
по 6 грибов на каждой. Сколько грибов на этих ветках? - Почему решали задачу умножением? Задача
2. Сосед Ниф-Нифа
– ёж Кирюха принес грибов на 4 меньше, чем Лариса. – Какой вопрос можно задать? Задача
3. Белка Лариса собрала 42 гриба. Их
было на 4 больше, чем у ежа Кирюхи. Сколько всего
грибов собрали зверята (на доске краткая запись
задачи (рис. 5))? рис.
5 |
|
– Подумайте, что нужно изменить в
краткой записи, чтобы она соответствовала условию задачи? (Задача решается
самостоятельно) Дружно трудятся соседи Ниф-Нифа, а он решил, что проще и быстрее всего смастерить
дом из соломы, уже к вечеру хижина была готова, но вот что из этого
получилось (рисунок дома Ниф – Нифа
снимается, под ним надпись): Сделано наспех – – Как вы понимаете эту пословицу? Нам не страшен серый волк, Со всех ног бросился убегать Ниф-Ниф. Через минуту он был уже у двери Нуф-Нуфа. За это время он пробежал
расстояние равное 100 дм. Выразите это расстояние в метрах (выполняют
письменно). До домика белки Ларисы от домика Нуф - Нуфа 80дм До домика ежа Кирюхи
от домика Нуф – Нуфа 90дм
Чуть отдышался Ниф-Ниф.
И мы немного отдохнём. (музыкальная
физкультминутка) – “Три поросёнка” На улицу выйти страшно, вдруг волк
невдалеке притаился, и стали братцы уравнения решать. Помогите им.
Вспоминаются правила нахождения неизвестного делимого, раздаются карточки с
примерами, задания выполняются по вариантам. Образец карточек (рис. 6). |
рис. 6 |
Но не долго пришлось заниматься
братцам полезным делом. Раздались удары в дверь, весь дом зашатался, а когда
волк ещё и дунул на дом, он развалился. В ужасе бросились поросята бежать. От
страха у них отнимались ноги (снимается дом Нуф-Нуфа,
под ним пословица). Хоть ноги длинные у спеха, – Как вы понимаете эту пословицу? Задача
4. Расстояние от домика Ниф-Нифа до домика Нуф-Нуфа |
Рис.7 |
– Повторите только условие задачи. – Как называется подчёркнутая
часть задачи? – Найдите в условии
слова-подсказки, помогающие выбрать действие для решения задачи. Едва бедные поросята вбежали в дом
и задвинули засов, как раздался стук в дверь. Наф-Наф
знал, что волк ничего не сможет сделать. Недаром он так долго и прочно строил
дом. Но всё же решил проверить прочность кладки. Он составил задачу. Задача
5. На строительство меньшей стены Наф-Наф израсходовал 40 кирпичей, а на строительство
большей, на 20 кирпичей больше. Сколько всего кирпичей израсходовал Наф-Наф на строительство двух стен? (Задача выполняется
письменно) Разрушить стены не удалось, и волк
решил проникнуть в дом через трубу. Поросята поняли это и развели огонь в
печи, чтобы нагрелась в котле вода и волк, упал прямо в кипяток. Помогите
быстрее закипеть воде, спасите поросят. Проводится эстафета на знание
таблицы умножения. Передаются листы, ребята записывают только ответы. Листы
вывешиваются на доску, а рядом крепится полоска с правильными ответами,
сверяют ответы с контрольной полоской. Если ответ дан неверно, допустившему ошибку, задаётся дополнительный вопрос.
Образец (рис. 8). |
Рис.8 |
Черный, как трубочист, волк плюхнулся прямо в кипяток. Глаза у него
вылезли на лоб, шерсть поднялась дыбом. |
|
Подведение итога урока.
- С тех пор братья стали жить вместе. А в свободное время они решали
кроссворды.
В вертикальных клеточках появляется
слово “МОЛОДЦЫ” (рис. 9). Все очень хорошо помогали поросятам и без вас, у
меня урок не состоялся бы. |
рис. 9 |
Ученики, активно работавшие на уроке, получают забавные карточки с
изображением поросят и надписью “МОЛОДЕЦ” |
|
- А теперь вернемся к девизу нашего урока. Как вы его теперь
понимаете? Домашнее задание. Для выполнения домашнего задания,
ребята получают “шифровку” (рис. 11). Произведения, записанные на ней, надо
расположить в порядке убывания. Если произведения будут расположены
верно, то получается фраза: «Задания нет». |
Рис.11 |