Урок - сказка

 

 

"Три поросёнка 
и
таблица умножения"

 

(для учащихся 3-х классов)

Рис. 1

   Подготовила: Трофимова  Елена Вячеславовна                                                 

                                 учитель начальных классов

                                  Северо-Казахстанская область,

                                        Тайыншинский район,

                                                г. Тайынша, СШ № 2

 

Математика. Урок-сказка. "Три веселых поросёнка и таблица умножения"

Классификация урока:

n      Основание – опора на фантазию

n      Цель – становление творческих  способностей при работе с содержанием учебного материала

n      Форма проведения – урок - сказка

Задачи урока:

          закрепление знаний таблицы умножения, названий компонентов и результатов действий умножения и деления;

         развивать интерес к предмету, мыслительные операции, воображение, активность и внимание учащихся;

         воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи  

На классной доске висят изображения домиков поросят. Урок начинается с дневного приветствия и психологического настроя на продуктивную работу.

Рано солнышко встаёт
И
спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы уроки проведём.

– А теперь у меня для вас загадка:

Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Позади бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это …(поросенок)

 - Верно. А мы сегодня побываем в гостях ни у одного, а сразу у трёх поросят.

    - Девиз урока:  Девизом нашего урока будет пословица “Авось” да “как-нибудь” до добра не доведут.

    - Сегодня на уроке будем закреплять знание таблицы умножения на 5, 6, 7, 8, названия компонентов и результатов действий умножения и деления.

     Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. (Выставляется рисунок трёх поросят (рис. 1)). Интересная и поучительная сказка, но ведь это английская народная сказка, а кто же нам помог её прочитать, кто перевел на русский язык?

 

Рис. 1рис. 1

– Это вы узнаете, если расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали (рис. 2).

Но вначале вспомним, как называются компоненты и результат при умножении и делении.

Рис. 2 рис. 2

 

Выставляется портрет С. В. Михалкова (рис. 3).

 

Рис. 3

рис.3

 

Ниф-Ниф положил на крышу последнюю соломинку и, очень довольный своей работой, весело запел: (на доске рисунок соломенного домика)

Хоть полсвета обойдешь,
Обойдешь, обойдешь,
Лучше дома не найдешь,
Не найдешь, не найдешь.

  А с деревьев один за другим, ведь была осень, облетали листья и опускались на крышу его домика. Но это были не простые, а математические листья (карточки с изображением листьев с вопросами, образец (рис. 4)), ответьте на их вопросы.

Рис. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 4

Устный математический диктант.

1.        Произведение каких чисел равно 15?

2.        Первый множитель 6, второй 8. Найдите произведение.

3.        Чему равно произведение чисел 6 и 6?

4.        7 х 5 .

5.        Произведение каких чисел равно 24?

6.        Какое число надо умножить на 8, чтобы получить 32?

7.        Чему равно частное чисел 30 и 5?

8.        49 : 9.

9.        64 : 8.

10.      Делимое 32, делитель 4. Чему равно частное?

А так же задачи.

Задача 1.

Соседка Нифа - Нифа – белка Лариса развесила грибы на 7 ветках, по 6 грибов на каждой. Сколько грибов на этих ветках?

- Почему решали задачу умножением?

Задача 2.

Сосед Ниф-Нифа – ёж Кирюха принес грибов на 4 меньше, чем Лариса.

– Какой вопрос можно задать?
– Сколько же грибов принёс Кирюха?

Задача 3.

Белка Лариса собрала 42 гриба. Их было на 4 больше, чем у ежа Кирюхи. Сколько всего грибов собрали зверята (на доске краткая запись задачи (рис. 5))?

Рис. 5

рис. 5

 

– Подумайте, что нужно изменить в краткой записи, чтобы она соответствовала условию задачи? (Задача решается самостоятельно)

Дружно трудятся соседи Ниф-Нифа, а он решил, что проще и быстрее всего смастерить дом из соломы, уже к вечеру хижина была готова, но вот что из этого получилось (рисунок дома НифНифа снимается, под ним надпись):

Сделано наспех –
Сделано на смех.

– Как вы понимаете эту пословицу?

Нам не страшен серый волк,
Где ты ходишь, глупый волк? – пел Ниф-Ниф, а волк вот он. Страшный, злющий.

Со всех ног бросился убегать Ниф-Ниф. Через минуту он был уже у двери Нуф-Нуфа.

За это время он пробежал расстояние равное 100 дм. Выразите это расстояние в метрах (выполняют письменно).

До домика белки Ларисы от домика Нуф - Нуфа 80дм 9 см = . . . м.

До домика ежа Кирюхи от домика НуфНуфа 90дм 100 см = . . . м.

Чуть отдышался Ниф-Ниф. И мы немного отдохнём. (музыкальная физкультминутка) – “Три поросёнка”

На улицу выйти страшно, вдруг волк невдалеке притаился, и стали братцы уравнения решать. Помогите им. Вспоминаются правила нахождения неизвестного делимого, раздаются карточки с примерами, задания выполняются по вариантам. Образец карточек (рис. 6).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 6

 

Но не долго пришлось заниматься братцам полезным делом. Раздались удары в дверь, весь дом зашатался, а когда волк ещё и дунул на дом, он развалился. В ужасе бросились поросята бежать. От страха у них отнимались ноги (снимается дом Нуф-Нуфа, под ним пословица).

Хоть ноги длинные у спеха,
Но не доводят до успеха.

– Как вы понимаете эту пословицу?

Задача 4.

Расстояние от домика Ниф-Нифа до домика Нуф-Нуфа 10 м, а до домика Наф-Нафа в 3 раза больше. Сколько метров надо пробежать поросятам до домика Наф - Нафа? (Задача напечатана на карточках (рис. 7)).

 

 

Рис. 7

 

 

 

 

 

 

 

Рис.7

 

 

 

– Повторите только условие задачи.

– Как называется подчёркнутая часть задачи?

– Найдите в условии слова-подсказки, помогающие выбрать действие для решения задачи.

Едва бедные поросята вбежали в дом и задвинули засов, как раздался стук в дверь. Наф-Наф знал, что волк ничего не сможет сделать. Недаром он так долго и прочно строил дом. Но всё же решил проверить прочность кладки. Он составил задачу.

Задача 5.

На строительство меньшей стены Наф-Наф израсходовал 40 кирпичей, а на строительство большей, на 20 кирпичей больше. Сколько всего кирпичей израсходовал Наф-Наф на строительство двух стен? (Задача выполняется письменно)

Разрушить стены не удалось, и волк решил проникнуть в дом через трубу. Поросята поняли это и развели огонь в печи, чтобы нагрелась в котле вода и волк, упал прямо в кипяток. Помогите быстрее закипеть воде, спасите поросят.

Проводится эстафета на знание таблицы умножения. Передаются листы, ребята записывают только ответы. Листы вывешиваются на доску, а рядом крепится полоска с правильными ответами, сверяют ответы с контрольной полоской. Если ответ дан неверно, допустившему ошибку, задаётся дополнительный вопрос. Образец (рис. 8).

 

 

 

Рис. 8

 

 

 

 

 

 

 

Рис.8

 

 

Черный, как трубочист, волк плюхнулся прямо в кипяток. Глаза у него вылезли на лоб, шерсть поднялась дыбом.

Подведение итога урока.

    - С тех пор братья стали жить вместе. А в свободное время они решали кроссворды.

    1. Как называются компоненты при умножении?
    2. С помощью какого действия находится неизвестный множитель?
    3. С помощью какого действия находится неизвестное делимое?
    4. Как называется результат умножения?
    5. Что помогло поросятам победить злого волка?
    6. 3х5 = …?
    7. 2х7= …?

В вертикальных клеточках появляется слово “МОЛОДЦЫ” (рис. 9). Все очень хорошо помогали поросятам и без вас, у меня урок не состоялся бы.

Рис. 9

рис. 9

 

 

Ученики, активно работавшие на уроке, получают забавные карточки с изображением поросят и надписью “МОЛОДЕЦ” Рис. 10(рис. 10)!

 

 

 

 

    - А теперь вернемся к девизу нашего урока. Как вы его теперь понимаете?

Домашнее задание.

Для выполнения домашнего задания, ребята получают “шифровку” (рис. 11). Произведения, записанные на ней, надо расположить в порядке убывания. Если произведения будут расположены верно, то получается фраза: «Задания нет».

 

Рис. 11

Рис.11

 


 

 

 

   

 

    

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz